Хранение полуфабрикатов
Понятие «полуфабрикат» настолько обширно, что включает в себя и готовый заправленный майонезом салат и охлажденный говяжий гуляш, порезанный на тонкие полоски, но еще не прошедший тепловую обработку. И то, и другое вполне можно назвать полуфабрикатом, но разной степени готовности. О том, какие же полуготовые продукты питания существует, почему столь популярны и как их правильно хранить, поговорим сегодня.
О видах и разновидностях
Что такое полуфабрикат? Знать это нужно не только потребителю, но и продавцу. Уверены, в вашем супермаркете, магазине шаговой доступности, торговом павильоне наверняка присутствует большой выбор полуфабрикатов. Так вот полуфабрикат — это продукт питания, подверженной первоначальной обработке и нуждающейся в обработке последующей для возможности употребления в пищу. Проще говоря, полуфабрикат — продукт подготовленный — выпотрошенный, очищенный, нарезанный, аккуратно уложенный, но еще не совсем пригодный для употребления, его надо сварить, пожарить или запечь.
Кулинарные полуфабрикаты — один из самых распространенных видов полуготовой продукции. Это куриные тушки, стейки, охлажденный шашлык, котлеты и бифштексы, бефстроганов и гуляш, филе мяса или рыбы и многое-многое другое. Все то, что почти готово, осталось приложить минимум усилий.
Замороженные полуфабрикаты — их в любых магазинах видимо-невидимо. В основном заморозке подвергаются полуфабрикаты высокой степени готовности, то есть те, что не только обработаны, но и приготовлены (обжарены, к примеру). Это всевозможные блинчики, морепродукты, пицца, пироги, те же котлеты, овощи и фрукты.
Готовые блюда — отнесем их к группе полуфабрикатов, как считает ваш же потребитель. В отделах кулинарии современных магазинов готовят практически все от салата «Мимоза» до мяса по-французски. Конечно, это уже совсем готовые блюда, которые можно есть сразу или немного разогрев. Однако в сознании покупателя термин полуфабрикат распространяется и на эту продукцию. Пусть так, новоявленным предпринимателям будет интересно узнать и о правилах хранения готовых блюд.
О популярности
Первая и самая главная причина, по которой рука покупателя так и тянется за упаковкой готовых котлет — нехватка времени. Часы, проведенные у плиты, заменяют минуты в магазине и около микроволновки, поиск рецептов уступает увлекательному чтиву этикеток. Куда проще заглянуть по дороге домой в ближайший супермаркет, чем тратить драгоценное время на готовку полноценного обеда.
Что ж, говоря честно, это на руку предпринимателю. Полуфабрикаты — товар не самый дешевый, но постоянно пользующийся спросом. Вот только играть на этом надо по совести, иначе покупательский поток быстро иссякнет, как только обнаружит, то «замена еде» некачественная.
Если взялись за славное дело кормить народ, доводите его до конца: выбирайте проверенных поставщиков, у которых купили бы сами; готовьте из свежих продуктов и «не залеживайте» специально все то, что не успели реализовать. Полуфабрикат, как и домашняя пища, предназначен для скорого употребления. В этом вам поможет холодильное оборудование для торговли в магазинах, ему и слово.
О правилах хранения
Полуфабрикаты бывают разные и хранить их надо по-разному. Соответственно и оборудование для каждой группы понадобится приобрести профильное: средне- или низкотемпературное, открытое или закрытое, для склада иди торгового зала, оборудование по продуктам — для мяса, рыбы, овощей и фруктов.
Полуфабрикаты их мяса
Полуфабрикаты из мяса бывают нескольких видов: натуральные, рубленные, понированные. Натуральные полуфабрикаты готовят из охлажденного мяса: свинины, говядины, баранины, курицы высшего сорта. Традиционно мясо обрабатывают и нарезают кусками, массой, длиной и шириной, соответствующей блюду (антрекот, стейк, лангет, рагу, шашлык и т.д.). Рубленые полуфабрикаты — продукция из фарша или мелко нарубленного мяса, сформированная также по виду блюда (тефтели, бифштекс, люля-кебаб). Панированные — не только сформированные изделия, но и обваленные в панировке, то есть смеси панировочных сухарей и яйца (котлеты, шницель, крокеты, зразы).
Полуфабрикаты из мяса продают в охлажденном или замороженном виде, используя для хранения и демонстрации холодильное и морозильное оборудование: шкаф холодильный для мяса — с глухими дверями для краткосрочного хранения в подсобных помещения, со стеклянными дверями для хранения и выкладки в торговом зале; витрины холодильные и морозильные — устанавливаются только в торговых залах; лари — в них хранятся замороженные изделия; пристенные холодильные витрины.
Чтобы сохранить вкус, аромат и кондицию полуготовой мясной продукции, необходимо выбирать и устанавливать правильные температурные режимы.
В основном все охлажденные полуфабрикаты рекомендуется хранить при температуре от 0 до +6 °С. Срок реализации — от 12 до 72 часов. Речь идет о полуфабрикатах собственного производства или купленных в кулинариях, для заводских упакованных установлены свои требования.
Замороженные полуфабрикаты хранят при температурах 0…-2 °С, -4…-5 °С, -8…-10 °С, -15…-20 °С. Чем ниже температура, тем больше срок годности продукции, это понятно даже дилетанту. Однако нельзя забывать о вкусовых качествах изделий, которые теряются при длительном нахождении в замороженном состоянии.
Полуфабрикаты из рыбы
С полуфабрикатами из рыбы дело обстоит гораздо сложнее, так как сырую рыбу без какой-либо обработки продавать в магазинах запрещено. Поэтому готовить самим или закупать придется рыбу отварную, жареную, соленую, копченую, запеченную. Все это, конечно, относится к категории готовых блюд. На основе сырой рыбы можно производить котлеты или фарш. Но главная рыбная продукция — замороженный полуфабрикат: целые потрошеные тушки, филе, рыбные деликатесы.
Холодильное оборудование для рыбы: витрины, установленные торговом зале; морозильные бонеты и лари; сборные холодильные камеры — для подсобных помещений и торговых залов в отделах кулинарии.
Охлажденные полуфабрикаты на основе рыбы хранят при температуре 0 °С. Срок реализации весьма короткий — 6-8 часов.
Готовые блюда также нуждаются в нулевой температуре с захватом нескольких плюсовых показателей. Их срок реализации за счет тепловой обработки гораздо больше — от 12 до 72 часов.
Полуфабрикаты из теста
Понятие полуфабрикаты из теста охватывает несколько групп товаров. Первая группа — само тесто, заранее приготовленное на заводах-производителях, а затем быстро замороженное. Выбор такого теста в современных магазинах огромный от слоеного до творожного. Вторая группа — свежее тесто собственного производства, охлажденное. В отделах кулинарии или небольших пекарнях, работающих при магазинах, стараются производить разные виды теста, чтобы привлечь внимание клиентов. Так, если хотите быть востребованным среди любителей выпечки, предлагайте покупателям помимо классических видов необычные виды теста: фило, пряное для пиццы, кадаиф и др. Третья группа — изделия с оболочкой из теста. Это пельмени, вареники, пирожки, пицца, чебуреки и так далее. Их магазин может закупать как на крупных предприятиях уже упакованными или производить сам, правда, для увеличения срока хранения продуктов, придется замораживать в «шоковом» шкафу.
Для хранения и презентации полуфабрикатов из теста понадобятся: витрины холодильные и морозильные, бонеты для полуфабрикатов низкотемпературные, пристенные горки — торговый зал; морозильные камера и лари — подсобные помещения и склады.
Хранение замороженной продукции собственного производства происходит при температуре -18 °С и ниже в течение 2 месяцев; продукции поставляемая — согласно требованиям предприятий-производителей. Хранение охлажденной продукции — от 0 до 8 °С в течение 72 часов.
Полуфабрикаты из овощей, фруктов, ягод и грибов
Эти полуфабрикаты обычно поступают на прилавки магазинов уже замороженными. Пользуются огромной популярностью у потребителей, особенно зимой, когда организму требуются витамины, а до свежих помидоров-огурцов, малины-смородины еще далеко. Все овощи, фрукты, грибы и ягоды очищены, порезаны и упакованы. Для приготовления разнообразных блюд достаточно их разморозить, никакие другие манипуляции не нужны. Время на приготовление снижается, чем еще объясняется востребованность смесей.
Все перечисленные продукты хранить надо отдельно друг от друга. Это может быть одна большая бонета или витрина, но с несколькими отсеками и корзинами для выкладки. Дело в смешении запахов. Несмотря на глубокую заморозку овощи могут впитать аромат грибов или фруктов (и наоборот) и также утратить свои индивидуальные вкусовые свойства.
Для хранения в торговом зале прекрасно подходят: морозильные бонеты с большой площадью выкладки товара; морозильные лари с корзинами и стеклянной крышкой. Для складского помещения: морозильные камеры и «глухие» лари.
Большинство магазинов и супермаркетов получают замороженную продукцию упакованной, срок ее хранения зависит от требований производителя. Оптимальный температурный режим, в котором можно максимально долго сохранить полезные свойства продуктов — -18 °С.
Есть в ассортименте торговых точек и замороженные фрукты, овощи, грибы и ягоды на развес без упаковки. Хранятся они в коробках или мешках в морозильных открытых бонетах, оптимальная температура — -20 °С и ниже.
Пара слов о заморозке
Каждому владельцу торгового предприятия, независимо от масштаба деятельности, будет интересно узнать чуть больше о продукции, которую он закупает и реализует. Еще интереснее ему будет узнать, как самому производить альтернативный товар, ведь известно, что блюдам или те же полуфабрикатам, приготовленным на месте, в кулинарном отделе супермаркета, доверяют охотнее.
Среди всей группы товаров под названием полуфабрикаты процентов 60-70 занимают замороженные. И главную роль в процессе их создания играет тип заморозки. А различают два типа: традиционный и шоковый. Традиционная заморозка происходит в три этапа, на каждом из которых температура продукта понижается плавно, а жидкость не спеша переходит в твердое состояние. Этот долгий процесс описать можно тремя словами: подмораживание, домораживание, заморозка.
При шоковой заморозке актуально только последнее действие, так все происходит гораздо быстрее. В «шоковом» шкафу продукты буквально проскакивают этап размножения бактерий, жидкость кристаллизуется моментально, а температура может понижаться до -18 °С с + 90 °С. То есть замораживают и горячие блюда впрок.
Преимущества шоковой заморозки вполне объясняют стоимость специализированного оборудования — шкафов и камер. Разница между ними лишь в объеме и производительности — холодильные камеры шоковой заморозки приобретают для крупных производств, а шкафы уместны и для самого небольшого цеха.
Итак, преимущества: снижение срока заморозки; снижение потерь массы продукта; сохранение структур тканей, первоначального внешнего вида; предотвращение развития бактерий; сохранение вкусовых качеств; увеличение срока годности продукта.
Если вам дорога репутация, вы хотите предлагать своим посетителям достойную продукции, покупка «шокового» оборудования — правильное решение.
Интернет-магазин КупиХолод.ру — поставщик профессионального холодильного оборудования для предприятий питания и торговли. В нашем магазине представлена холодильная техника ведущих российских и зарубежных производителей: «Ариада», Polair, Icematic, Cryspi, Frostor и другие.